Развернуть | Свернуть

Translate page

Increase text size Decrease text size

Новости

17.05.2023

Уважаемые читатели сайта, представляем вам новую книгу Анатолия Ахутина HOMO EUROPAEUS

Google составляет рейтинг сайтов на основе поведения пользователей на них. Понижает рейтинг: Зайти и тут же выйти, никуда не кликнув. Повышает рейтинг: Зайти, пару раз кликнуть по ссылкам сайта и выйти через ссылку рекламодателя.

Ошибка? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Индивидуальное и культурное авторство 1


Я хотел сегодня немного порассуждать на тему об индивидуальном и культурном (общекультурном) авторстве в науке диалога логик.

Небольшое вступление. Я бы хотел показать prodomasua, из диалога, что именно позиция логики диалога логик позволяет с наибольшей полнотой развить личное авторство в конце XX, в канун XXI века. Все другие философские концепции и подходы, на мой взгляд, такой возможности не дают или дают крайне мало.

Первое соображение. В свете нашей логики раскрывается внутреннее единство логической всеобщности (данной философской культуры, данной эпохи) и авторства в каждой “снятой” логики. В античной культуре это идея эйдоса, в Средневековье – это теология в ее логическом плане, в начале Нового времени это логика, позволяющая понять исходную причинную ситуацию наукоучения, познающего разума. Особенно остро это выступает в XVII веке (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Паскаль и т.д.) 2 и далее (Кант, Гегель, Фихте). Тут включаются, и мы это видим и раскрываем как, вопросы и ответы внутри каждой логической культуры. Раскрывается, что, скажем, в Античной логике возможны самые разные реализации и подходы к идее эйдоса (Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля), и вместе с тем раскрывается, что это всеобщая единая логическая культура. Так же это раскрывается и в других [культурах], и, что особенно для нас существенно, в нововременной культуре. На мой взгляд, такой подход позволяет развить (что в XX веке очень существенно) собственную культурно-философскую мысль, собственную философскую культуру, – а без такой культуры, особенно в логической и философской сумятице XX века, невозможно развитие собственной авторской мысли. Если она не соединяет в себе разные философско-логические культуры, она обречена на “случайностное” движение, потому что первая случайная мысль, первая случайная позиция, в нас как-то засевшая, оказывается убедительной и значимой. Поэтому “ретроспектива”, которая характерна для логики XX века (а это именно так!) – мы должны сочетать логическую культуру с культурой логики прошлых эпох, а это достигается только нашим подходом – соединением идеи философской эпохи, философской культуры и авторства, которое тогда раскрывалось в самых различных проявлениях. Соединение своего подхода с этими логическими культурами позволяет развить самостоятельный философский ум, а без развития философско-логической культуры мышление, философское мышление оказывается невозможным.

Правда, эти предшествующие логики достаточно плотно прижаты к какой-то одной логической культуре – античная к античной, средневековая к средневековой, нововременная к нововременной. Простора для логического обращения тут недостаточно. Иное дело – в собственно логической культуре XX века, где наряду с тем, что развивается культура логики (что мне кажется крайне существенным, единственно спасительным в XX веке), оказывается, что предшествующие культуры берутся вместе с тем не в своей самодовлеющей целостности, но выступают как одновременные, и выступают, как мы знаем, в диалоге логик . А это значит – в момент их начала и их трансдукции, взаимопревращения. Тогда та культура логики, о которой я говорил в первом пункте (а это уже второй пункт моего рассуждения) оказывается в диалоге логик соединенной с некоторым культурным варварством – я выхожу в начало этих логик, я действительно их транспонирую и раскрываю в их начале и их взаимопревращении. Такой подход позволяет соединять развитую логическую культуру, обращенную в прошлое, с некоторой современной культурной целостностью, с культурной обращенностью уже в настоящее и в будущее. В нашем диалоге логик поэтому раскрывается двойная возможность. Культурный философский ум раскрывается во всей своей способности пробуждать индивидуальное мышление, и диалог логик в момент их начала, в момент их трансдукции позволяет наиболее полно развиться этому индивидуальному уму в его действительно рискованном, так сказать, в авантюрном проявлении. Это второе мое соображение.

Третье соображение. В нашем подходе существует некоторый зазор между собственно логикой и культурой. Дело в том, что культура современная, в канун XXI века, мы это знаем, подвержена страшной опасности, она страшно трагическая. Современные национальные конфликты, заменяющие логику культур столкновением национальных культур в их не культурном, а докультурном проявлении; угроза современному быту, где разрушаются социальные связи; трагизм самой культуры, которая должна соединять в себе диалог культур, общение культур и вместе с тем раскрывает их невозможность…

Наш диалог логик, диалог культур обращается в этот зазор между логикой и культурой, и в этом зазоре позволяет наиболее творчески свободно относиться и к логике, и к культуре. Еще раз подчеркну, что без развития логической культуры, культуры логики (а она сегодня развивается в этом диалоге) философский ум, философское мышление просто оказывается невозможным. Это третье соображение.

Наконец, четвертое соображение. Как вы знаете, в том, что я пытаюсь развивать в своих работах, в своих трудах, логика раскрывается в единстве с поэтикой, причем поэтикой, взятой не в начале трагедии, исповеди и т.д., а в ее лирическом, то есть собственно индивидуальном начале. Так же, как в поэзии, так же, как в искусстве в целом, в философии это лирическое индивидуальное начало оказывается особенно значимым, существенным и позволяет с дополнительной силой развить собственное мышление, собственно философский подход.

В связи с четвертым соображением, да и с тремя предыдущими, раскрывается еще один аспект нашего подхода. Наша логика позволяет развить внутренний диалог моего «Я» и моего второго «Я», alterego, между собой. И вот этот диалог двух культурно значимых «Я» (общезначимых, или культурно значимых в тех или других логических культурах) позволяет действительно мыслить наиболее свободно, критически по отношению к самому себе, развивать это внутреннее логически гетерогенное «Я», а без гетерогенности «Я» «Я» одинокое оказывается неспособным собственно логически, а значит и вообще философски мыслить.

Наконец, пятое соображение. Возникает очень существенный вопрос: в какой мере современная логическая культура, в частности развитая в нашей логике диалога логик, осуществляется в диалоге между нашей логикой и иными философскими подходами (феноменология, Хайдеггер, русская религиозная философия в ее самых различных проекциях и т.п.)? Тут возникает очень сложный и, мне кажется, очень существенный вопрос. Дело в том, что, на мой взгляд, другие философские концепции, и в первую очередь наиболее глубоко развитая хайдеггеровская концепция, прижаты к концу наукоучения, понимаемого ими как конец логики вообще. Мысль сливается с бытием, сливается с подсознательным (в основном) в бытии. Нет свободы по отношению к собственной логике, нет развития логической культуры, ибо логика проглатывается бытием, – то есть нет свободы авторского автономного «Я», отличного от концепций того или другого мэтра – феноменологического или хайдеггеровского плана. Если и осуществляется бегство в иные философские эпохи, то также в их до-логическое начало (сравните бегство Хайдеггера к досократикам), которое понимается не как начало логической культуры, а как некоторое собственно бытийное определение; или в моменты их логической смерти (не трансдукции), когда они обнаруживают в конце своего развития абсолютную неспособность к действительному философскому мышлению; или же это возникает как бегство из философии в религию (не теологию). Нет выхода и в современную культуру в ее внутреннем трагизме, в ее требованиях к авторскрму личному спасающемуся «Я». Если осуществляется выход, то этот выход, как я говорил, или в чисто религиозный подход, или в чисто случайностное, вне логического развития понимание «Я».

1 Стенограмма доклада на семинаре «Архэ» 24.2.1999.

2 Реконструкция этой исходной логической ситуации была предпринята Библером и его коллегами по семинару в работе «XII век, или спор логических начал». Фрагменты из этого текста см.: Туманова Л.Б., Библер В.С. XII век, или спор логических начал // Архэ. Культуро-логичекий ежегодник. Вып. I. С. 237-324.