Развернуть | Свернуть

Translate page

Increase text size Decrease text size

Новости

17.05.2023

Уважаемые читатели сайта, представляем вам новую книгу Анатолия Ахутина HOMO EUROPAEUS

Google составляет рейтинг сайтов на основе поведения пользователей на них. Понижает рейтинг: Зайти и тут же выйти, никуда не кликнув. Повышает рейтинг: Зайти, пару раз кликнуть по ссылкам сайта и выйти через ссылку рекламодателя.

Ошибка? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Загадки природы

С.Ю.Курганов.

(Природоведение в первом классе)

В русле Школы диалога культур (В.С.Библер) разработано несколько вариантов обучения природоведению в начальной школе (В.Ямпольский; Е.Ушакова; С.Курганов, А.Юшков), успешно опробованных в первых-третьих классах ряда школ Харькова, Красноярска, Новосибирска в 1978-1998гг.

С точки зрения В.Библера, предметом обучения природоведению в начальной школе являются загадки явлений природы. В центр программы обучения выдвигаются самые обычные природные явления: росток, трава, лист и пр. Вокруг них учитель организует диалог, в ходе которого обычное на первый взгляд явление становится удивительным и загадочным, порождает вечные проблемы бытия: что есть живое?...Человек (ребенок), понимающий природу, кто он: натуралист, путешественник, земледелец, естествоиспытатель, техник, наивный натурфилософ, поэт? (В.Библер. Заметки к программе 1-2 классов ШДК. - ШДК. Основы программы. Кемерово, 1992, с.29)

Наиболее развернуто диалогическое обучение природоведению в первых-пятых классах представлено в исследованиях Красноярского психолога А.Н.Юшкова.

А.Юшков предполагает, что предметом начального диалогического обучения природоведению может быть общение младших школьников и подростков с живыми и неживыми существами природы. В этом случае природоведение выступает как гуманитарная дисциплина.

А.Юшков пишет: “Могут ли подобное переживать дети? На наш взгляд - да. Реплики ребенка-первоклассника о том, что божьи коровки живут своей жизнью,... что бабочки живут странной жизнью: они откуда-то прилетают и неизвестно куда улетают, реплики второклассников о том, что рябина осенью пытается запомнить самый красивый закат солнца и запомнив, окрашивает свои листья в этот же цвет; третьеклассники, пишущие сочинения о кусочке коры со мхом и сохраняющие в своей речи и природность, и одухотворенность этого кусочка - все это подтверждения такой способности. Задача курса природоведения - не только информировать ребенка... но и сохранить, поддержать в нем умение и готовность общаться с природой не как с объектом, а как с другим “я”, то есть уметь быть натуралистом.

Конечно, для полноценного общения с “кусочком” природы, для того, чтобы явление природы ребенку произошло, необходимы знания... Мы полагаем, что это - знания особого, диалогического типа ( В.С.Библер). Общение с существом природы возможно на основе усвоения понятий-проблем, диалогических понятий. Отличие диалогических понятий от тех понятий, которые обычно формируются у учащихся в курсе природоведения, состоит в том, что чем больше ребенок узнает о полярном сиянии, осадочной горной породе... превращении гусеницы в бабочку... - тем глубже и острее его “ученное незнание”, тем больше проблем и загадок, а стало быть , поводов для самостоятельного размышления и фантазирования у ребенка возникает” (А.Н.Юшков. Учебные пособия и методические рекомендации для 1-3 классов общеобразовательной школы по курсу “Загадки природы”, Красноярск, 1996, с,23)

Опираясь на теоретические предположения В.Библера, психолого-педагогические и методические разработки А.Юшкова и собственный опыт построения и теоретического осмысления уроков-диалогов по природоведению (С.Курганов. Экспериментальная программа ШДК, 1-4 классы, Кемерово, 1993, с.18-22; 29-30) мы провели цикл учебных диалогов по природоведению в 1-б классе гимназии ОЧАГ (г.Харьков, 1997 - 1998 уч.г.) Особенностью этих уроков была их постоянная соотнесенность с учебными диалогами по чтению и формированию письменной речи (как это и предусматривается по программе Школы диалога культур).

Мы выражаем глубокую благодарность Красноярским исследователям И.Д.Фрумину, А.Н.Юшкову, М.О.Наумовой-Саввиных, творческое общение с которыми в 1987-1997гг позволило нам по-новому взглянуть на проблемы диалога в школе. В этой статье использован жанр эпистолярного диалога, успешно разработанный М.О.Наумовой-Саввиных в общении с выпускниками Школы диалога культур в Красноярске (1996-1997гг). Первые шаги в построении Школы диалога культур в гимназии ОЧАГ были горячо поддержаны преподавателями гимназии (Е.В.Медреш, И.М.Соломадин, В.З.Осетинский, Е.Г.Донская, Н.Л.Перская,Н.В.Курганова, А.И.Якубов, А.М.Кохановская, М.Ю.Ивенская и др.)

Огромную помощь нам оказали выпускники школы “Универс”, прошедшие диалогическое обучение с первого по одиннадцатый класс (Т.Калиниченко, Ю.Вятчина,Е.Михайловская) которые вступили с первоклассниками гимназии ОЧАГ в интереснейшую переписку, которая продолжается и по сей день.

Первый учебный диалог по природоведению мы посвятили загадке земного притяжения. Урок проходил 9 сентября 1997 г.

У. (держит в руках ручку) Что будет, если я отпущу руки?

Д. Ручка упадет вниз.

У. (отпускает ручку, она падает) Почему ручка падает вниз?

Д. Земное притяжение,

Вова Марченко. Ее земля притягивает.

Андрей Хаит. Она тяжелая. А воздух легкий. И есть такой закон: легкое не может удержать тяжелое. И тяжелое падает вниз.

Виталик Калиниченко. Это ветер. Он захватывает ручку и вниз ее тянет.

--------------------------------------------------------------------------------------

ЗЕМЛЯ

Рис. В.Калиниченко (на доске)

Никита Холопов. Внутри Земли есть что-то такое, которое притягивает.

Вова Марченко, Магнит.

Д. Может быть, гора была раньше очень высокая, а потом в древние времена она разрушилась и упала под воду. И там она липкая, под водой и притягивает Все притягивает.

Настя Симагина. Ручка падает сама. Никто ее не притягивает. Никакого нет земного притяжения. И ветра нет никакого притягивающего. Она сама падает вниз, если ей никто не мешает.

Коля Служаев. Если бы космос и звезды не двигались, если бы космос был неподвижный, и звезды бы не двигались, никакая бы ручка никуда не падала.

______________________________________________________

______________________________________________________

________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗЕМЛЯ

Рис. Коли Служаева (на доске)

Дети обменялись мнениями о причинах падения тел. Было выдвинуто несколько версий. Знаменательно, что уже на самом первом уроке Настя Симагина услышала, что говорят ее одноклассники и усомнилась в наличии притяжения. Насте кажется, что падение - “естественное дело” тела, находящегося над землей. Позиция Насти интересна еще и тем, что близка к взглядам некоторых античных философов. Интересно связывает падение одного отдельного предмета с движением Космоса в целом Коля Служаев.

Учитель пока не стремится сталкивать детские мнения между собой. Для первого урока достаточно, что дети увидели в простом явлении - сложную проблему и предложили несколько объяснений, не сводимых друг к другу.

Падение тела из обыденного факта превратилось в загадку.

Когда первоклассники Харькова учились писать, они написали письма ученикам Школы диалога культур, теперь уже студентам; Тане Калиниченко, Юле Вятчиной, Лене Михайловской и Валере Маслову. Первокурсники и первоклассники начали переписываться.

Центром переписки Юли Вятчиной и Ромы Колесникова оказалась загадка падающей ручки. ( В работе, посвященной формированию письменной речи первоклассников, мы приводим переписку учеников первого класса с Таней Калиниченко - на первых шагах обучению письму и с Леной Михайловской - на более поздних этапах, когда письмо стало развернутым)

Рома Колесников - Юле Вятчиной

Здравствуй, Юля.

Пишет тебе Рома. Я живу в городе Харькове, учусь в первом “Б” классе. У нас было домашнее задание “Почему ручка падает вниз?” Юля, а ты знаешь почему?

Напиши мне письмо.

До свидания.

12 сентября 1997

Юля Вятчина - Роме Колесникову

Привет Рома!

Пишу тебе из Красноярска. В Красноярске зима почти кончилась, и уже идет весна, уже везде сосульки “кап-кап”, но почек на деревьях еще нет. А в Харькове уже началась весна? Я люблю весну, а ты, Рома, любишь? (Напиши).

Ты спрашиваешь: “Почему ручка падает вниз?”

Я думаю, ручка падает, потому что мы заставляем ручку делать то, что нам нужно (писать, рисовать, бросать, грызть).

Мы не разговариваем с ней, не спрашиваем, хорошо ей или плохо, хочет ли она, чтобы ею писали, бросали. Ручке обидно. Мы крепко-крепко сжимаем ручку пальцами, и ручке душно и больно. Она не свободная, и поэтому, когда мы разжимаем пальцы, она быстрее убегает, прыгает от нас вниз.

Ручка живая, с ней можно разговаривать, и тогда, может быть, она не захочет убегать. Попробуй с ней поговорить, у меня получалось. Вот. Так думаю я, а как думаешь ты?

Согласен ли ты со мной? (Напиши)

Напиши мне письмо и нарисуй, пожалуйста.

О чем бы ты хотел меня спросить?

Напиши, чем занимаешься, про друзей. Что любишь кушать. Какие у тебя любимые игры?

До свидания.

Пиши.

Юля

Рома полетит над крышей дома!

Уроки природоведения мы проводили один раз в неделю. На следующем уроке дети задумались над вопросом “Почему осенью листья желтеют?” (16 сентября)

У. Почему осенью листья желтеют?

Рита Иващенко. Им не хватает воздуха.

Виталик Калиниченко. Им не хватает лета.

Артур Богданов. Им не хватает воды.

Андрей Хаит. Разве воды мало осенью?

(Очень важная реплика! Андрей слышит то, что говорит Артур и возражает ему. Опыт культурного возражения очень важен. Конечно, дети очень хотят высказать свои собственные версии, изложить свои мнения, Часто дети тянут руку и хотят говорить, когда высказывается их товарищ. То, что Андрей предпочел возразить, а не сказать свое - чрезвычайно продвигает самого Андрея. Полезно это и для Артура: впервые эгоцентричное высказывание (ср,Ж.Пиаже, Л.Выготский) встречает сопротивление, Ему сопротивляется реплика одноклассника. Психолог ШДК И.Е.Берлянд выделяет несколько типов такого сопротивления. Сопротивляться эгоцентрическому высказыванию ребенка может реплика товарища по классу об одном и том же объекте, как в данном случае; сопротивляться может поведение самого объекта - он может повести себя не так, как о нем говорит ребенок, например намазанная жиром иголка может плавать и не тонуть; наконец, сопротивляться произвольному толкованию может произведение культуры -

такие случаи мы отмечаем на уроках чтения уже в первом классе).

Антон Задерихин. У них сок уходит в дерево. И они желтеют.

Женя Бабенко. Им не хватает сока и тепла.

Коля Служаев. Им не хватает жары. Если бы жары не было бы никогда, то природы не было.

(Коля склонен к глобальным высказываниям. От отдельного явления природы он легко переходит к природе в целом, к космическим проблемам).

Женя. Я хочу вопрос задать. Если бы было много солнца, все бы погорело. В мире не главное солнце. А солнце и облако.

(В виде вопроса Женя возражает Коле)

Миша Ляхов. Потому что приходит осень. У нее есть желтая краска. Где? Пока не знаю.

(Характерен вопрос самому себе. Редко встречающаяся речевая конструкция в таком возрасте)

Максим Кохановский. Так сама природа решила. Осенью листья желтеют.

Андрей Хаит. Я думаю, потому что весной деревья рождаются как бы, а осенью как бы умирают.

Никита Холопов. А зачем тогда лето, осень и зима?

Алина Юнус. Я думаю, что если бы не было зимы, осени, лета, а была бы весна, то листья были бы зелеными.

Сережа Переверзев. Когда осень, деревья хоть и живут, но им много воды и они желтеют.

Коля Служаев. Если настает час умирать дереву, то желтеют листья.

Антон Черных. Осенью дождь, слякоть. Нет жаркости. Холодно, и они не могут быть зелеными, дождь грязно-оранжевый, дождь на листья капает, и они становятся желтые-желтые. Они хотят быть зелеными, и они опадают.

Вова Марченко. Из-за горя.

Матвей Ларионов. У меня мама врач. Человек болеет желтухой и желтеет. Может, это болезнь - желтуха...

Через неделю ( 23 сентября) мы вернулись к теме осени. Дети были на очень красивой экскурсии в осеннем лесу. Собирали опавшие листья. На уроке рисования (учитель М.Ивенская) делали из листьев интересные композиции.

А на уроке природоведения мы размышляли над вопросами: “Почему лето уходит?”, “Что бывает в природе только осенью?” ( Вопросы из учебного пособия по природоведению А.Н.Юшкова).

Дети обменивались мнениями, а после этого изображали то, что хотели сказать, на доске. Так получился коллективный рисунок осени (По А.Юшкову, разработавшему методику работы младших школьников с коллективным рисунком на доске).

Никита. Солнце часто заходит.

Вова. Осенью листья падают.

Алина. Уже не жарко. Осень - для того, чтобы люди не умерли от вечной жары.

Антон Черных. Осенью голые деревья.

Сережа. Осенью идет дождь...И лужи...

У. Почему лето уходит? Почему приходит осень?

Вова. Природа делает так, что осень сменяет лето.

Артур. Осень для того, чтобы деревья легли спать.

Коля Служаев. Осень приходит из-под земли...

Артур (подхватывая реплику Коли)... и дает соки в деревья или желтую краску из-под земли, и поэтому желтеют листья.

(Артур вспомнил о предшествующем уроке и связал два разговора в одно целое).

Сережа. Осень для ученых. Чтобы ее изучать. Чтобы что-то менялось.

Андрей Хаит. И для художников. Чтобы ее рисовать.

Вова. Лето осенью улетает на небо. А осень на небе летом.

Матвей. Осень как трехглавый дракон на море. Летом осень находится на море. И с моря приходит.

Андрей. Я согласен: вода холодная и все холодит. Поэтому осень может жить только в море.

Вова. Земля вертится. И поэтому бывает осень.

Рита. Нет. Сейчас везде осень... Кроме островов.

Алина. Неправда. В Израиле сейчас лето.

Д. Может быть, Бог перекидывает их (лето и осень) Меняет...

Или это то того, что Земля вертится...

Или это от того, что Солнце вертится.

Коллективный рисунок на доске:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обсуждая проблему живого и неживого (14 октября), дети сталкиваются с объектами, которые сложно отнести к тому или иному классу ( Первые учебные диалоги по природоведению, на которых обсуждались подобные объекты,

проводились В.Ямпольским в третьих классах школы № 4 г. Харькова в начале 80 годов, см. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.,1989)

Учитель прочитал стихотворение Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца”. Антон Черных спросил: Почему Пушкин написал, что фонтан - живой. Ведь на самом деле он неживой!

Учитель предложил первоклассникам ответить на этот вопрос письменно и нарисовать рисунки.

Рита Иващенко. Фонтан неживой, потому что он сделан людьми.

Юля Данилова. В воображении человека фонтан живой. А на самом деле фонтан неживой.

Антон Колесов. Фонтан неживой, потому что он грязный и его включают, чтобы он брызгал. Ручей живой. Он чистый и течет сам. В нем живут рыбки.

Андрей Хаит. Смысл этого фонтана - оно как живое, вот видите: он как плачет, но это не по-настоящему. То, что сделал человек, все ненастоящее.

А жаль. (Эта реплика - комментарий к импрессионистскому рисунку по мокрому мазками-каплями)

Вова Марченко Ручей - неживой, а фонтан - живой.

Ручей родился из земли, он течет куда захочет, маленький ручеек вырастает и становится рекой, он журчит как ребенок.

Фонтан сделали люди, фонтан течет по специальному пути, фонтан не растет, а Пушкин был одинок, сочинил стих как фонтан живой, когда мне грустно, тогда я могу разговаривать и со столом.

Антон Задерихин. Прав Антон, фонтан неживой. Потому что его сделали люди. У него трубы и дырки.

Артур Богданов. Пушкин прав, потому что он сочинял, писал и думал. Фонтан неживой, потому что фонтан выключают и не включают. А река живая, потому что реку невозможно выключить.

Если это фонтан любви, фонтан доброты, то это живой.

Матвей Ларионов. Я считаю, что фонтан живой, потому что это ж вода накипяченная, и, может, и по-другому.

Коля Служаев. Фонтан неживой. Его сделали люди.

Рома Колесников. Я считаю, что фонтан живой, потому что он дышит, он умирает, и он живой.

Сережа Переверзев. Антон прав, потому что фонтан неживой - его сделали люди, а то, что сделали люди - неживое.

Юля Щербонос. Фонтан неживой, потому что он сделан из неживых деталей.

Антон Черных. Воду фонтану дал живой ручеек, значит, вода в фонтане живая. Сам фонтан сделан из камня и цемента, а они неживые.

Женя Бабенко. Никто не прав, вода неживая.

Учитель читал детские сочинения вслух, но это не вызвало спора. Похоже, ребята выстроили свое понимание вопроса, оформили его в сочинении и рисунке И терпимо относятся к другим мнениям. Этого пока достаточно.

Важным источником порождающим новые загадки явлений природы, являются опыты, которые проводят дети в классе и дома по заданию учителя и по собственной инициативе.

Дети вначале обсуждают опыт в классе, получают подробные указания, как его проводить, затем проводят его ( в классе или дома, с родителями). Затем дети подробно описывают опыт в жанре “научного рассказа”. Эти рассказы детей, иллюстрированные яркими картинками или схемами, читаются в классе.

28 октября 1997 г. Настя Симагина читает свой рассказ о домашнем опыте:

Вместе с мамой мы провели такой опыт. В ложку с водой мы налили капельку масла. Масло не разбалтывалось с водой.

Оно держалось в легких воздушных пузырьках. Я пробовала его размешать, и оно стало похоже на пену.

У. Почему так получилось? Почему вода не может справиться с капелькой масла?

Учитель задает вопрос как бы в языке детей. И получает в качестве ответа детскую “теорию”.

Матвей Ларионов. Капелька масла защищена тоненькой пленочкой. Эта пленочка и не дает воде проникнуть внутрь капельки. Это и есть те легкие воздушные пузырьки. Их не пробьешь.

Учитель читает сочинение Антона Черных:

Я положил кусочек льда в стакан с холодной водой. Лед таял медленно. Потом я положил лед в стакан с горячей водой. Лед растаял очень быстро.

У. Почему так? Почему в горячей воде лед быстро растаял? Что будет, если вы вымажете руки жиром, а потом помоете их холодной водой?

Рита Иващенко. Вода не смоет жир.

У. А если горячей?

Андрей Хаит. У меня есть такой опыт !! (Читает рассказ о своем опыте):

ОПЫТ С МАСЛОМ

Я с мамой взял кусочек масла твердого, я его положил в ложку с холодной водой, масло не растаяло. А налили горячей воды, медленно стало таять. А вода стала желтеть, да еще в серебристую капельку, а на вкус жирная.

Еще масло тает в макаронах.

У. Чем же отличается горячая вода от холодной? Почему горячая вода “пробивает” пленочки на капельках масла? Почему она легко разрушает льдинку?

Андрей Хаит. Вода ничем не отличается. Горячая от холодной. На вид стаканы с горячей и холодной водой одинаковые.

У. А если руки в воду положить?

Д. От горячей воды руки болеть начинают. Их как бы со всех сторон сжимает горячая вода...

Антон Колесов. Горячая вода - плохая, злая. А холодная вода - тихая, спокойная, добрая вода.

Вова. Есть дух горячей воды. И он сердится, когда мы ему мешаем.

Андрей Хаит. Масло не только в холодной воде не растворяется.

Оно и в холодильнике не расплывается. Я думаю, что холодильник и холодная вода похожи. Это как зима и лето. Зимой холодно. И масло не портится, не расплывается. А летом жарко - это как капля масла в опыте у Насти в горячей воде. Зима. Холодильник. Холодная вода. Они похожи. И лето. Тепло. Горячая вода. Тоже похожи.

У. Если посмотреть на горячую и на холодную воду под микроскопом, то мы увидим маленькие частички воды. В горячей воде эти частички быстрые, они бьют друг друга, быстро бегают. Это из-за них рука болит от ожога. Они быстро разбивают кусочек сахара. Они пробивают пленочку, которая защищает каплю масла. А в холодной воде эти частички медленные, они едва-едва ползают. И не могут пробить пленочку в капле масла.

Антон Черных. Это на огонь похоже: он тоже весь быстрый, мечется, горит, искрится. А когда его водой заливаешь - вода медленная, холодная, спокойная, все сразу замирает, стихает эта буря.

У. Да. Огонь состоит из очень-очень быстрых частичек.

Матвей. Я думаю, что горячая вода состоит из маленьких капелек, а внутри каждой капельки - горит огонь. Горячая вода - это много маленьких, огненных капелек.

(Очень красивый образ! Напоминая некоторые атомистические идеи античных авторов, образ Матвея вполне самобытен).

У. А вот - опыт Вовы Марченко (читает описание опыта):

Я проводил опыт с краской и водой. Когда я капнул краску в воду, капля начала плыть на дно и таять, как облако в небе.

(Выясняется, что многие дети видели такое явление. Несколько ребят у доски рисуют свои наблюдения над растворением краски. Затем комментируют свои рисунки).

Максим. Краска сначала падает вниз и становится все меньше, меньше и меньше. А потом, со дна, поднимается вверх, а потом опять вниз. Как качели.

Антон Черных. А потом вода становится одинаковой. То есть она. ,вода, больше не меняется.

Алина Юнус. Это похоже на “Сказку о рыбаке и рыбке”. Вода мутится, мутится, становится на темное облако похоже. А вначале все было тихо, спокойно...

Антон Колесов. Холодная вода - чистая, спокойная, хорошая. А мы бросаем в нее краску, она начинает сердиться...

У. А вот - шуточное сочинение Ромы Колесникова. Им мы и закончим наш урок.

ОПЫТ С СОСИСКОЙ.

Я пришел домой, я захотел есть. Я положил в рот сосиску и стал ее жевать. И скоро сосиска исчезла. Вот такой опыт с сосиской. Конец.

В ноябре в Харькове выпал первый снег.

Учитель просит ребят вспомнить, с чего начался первый снег.

Андрей Хаит. Первый снег начинается с маленькой метели.

Денис. Первый снег начинается с хлопьев.

Алина. Первый снег все слабое захватывает. Он начинается с вьюги. Все начинает вертеться. И захватывает вьюга слабые листочки с деревьев.

Учитель вызывает этих ребят к доске. Каждый рисует свой первый снег, свое начало первого снега. На доске - не коллективный рисунок, а три разных рисунка как бы спорящих друг другом (Напомним, что Красноярский исследователь учебного диалога А.Юшков показал, что коллективный рисунок является опорой диалога-согласия, а несколько индивидуальных рисунков - образов одного и того же объекта , расположенных рядом- наталкивает ребят на диалог-спор)

ветер в одну ветер в другую

сторону сторону

АНДРЕЙ ДЕНИС АЛИНА

Вова. Это похоже на “Сказку о рыбаке и рыбке”.

У. Почему? Почему первый снег похож на эту сказку?

Вова. А помните, мы рисовали сказку о рыбаке и рыбке? Там и старуха все закручивает, все заверчивает. И море - тоже все больше на вихрь похоже. Так и у Алины первый снег.

Д. Природа, как сказка.

Вова. Огромный кит дует в воздух. Это его дыхание и есть - первый снег. Начинается зима.

Андрей Хаит. Или так. Есть огромный вулкан. А под ним есть село. Огонь из вулкана выходит, разрушает село. Дома разрушенные падают на Вовиного кита, ему больно, он дышит в воздух. И идет первый снег.

Дети зарисовывают свои истории на доске рядом с прежними рисунками.

Матвей. У меня ветер и снежинки вместе делают первый снег.

Алина. Огромный кит открывает рот и из его рта выходит сказка. Он дышит - и из его рта получается первый снег. Кит или слон - они большие могут делать дела. Всю сказку могут. Из-за кита может первый снег пойти. Зима начаться. А обезьяны маленькие могут только рассказики делать.

Сережа. Во время первого снега снежинки маленькие качались. Как качели.

Алина. Вот такое качание снежинок может сделать обезьяна. Маленький рассказ.

Дети перерисовывают разные “теории” к себе в тетради.

Алина. Вот девочка идет по улице. И за ней, как в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” ведьма глазом из-под земли смотрит. И ведьма начинает вьюгу. Первый снег. И - начинает сказку.

У. И как называется эта сказка?

Рита и Сережа. “Снежная королева!”

Андрей Хаит. И эта сказка очень похожа на “Сестрицу Аленушку...”

Там девочка и мальчик. И там. Девочка - старшая сестра. Там - Аленушка и Иванушка. А там - Кай и Герда.

Сережа. И там, и там есть ловушка ведьмы. Там - копытца с водицей. А здесь - стекло. Лед. Он попадает в глаз братцу. И братец превращается. Но не в козленочка...

Матвей. А в злого. Злого мальчика.

У. Но и там и там - превращается.

Андрей. И разбойница помогает точно так же, как и купец. И у купца был конь. А у разбойницы - северный олень. Помощники - звери.

Матвей. А у меня два героя - ветер и снежинки.

Андрей. И у Матвея нет никаких волшебников. Никаких сказок. И этим похоже на то, что я нарисовал. Только у меня огонь. И все.

У.Не все. Тебе еще Вовин кит понадобился. А у Матвея действительно только ветер и снежинки. Вместе они делают первый снег.

Рита. Посмотрите, мы столько разного говорили, а на доске получилось ОДНО. Рисунок одного урока. Одного фантастического урока. (Одной репликой Рита преобразует совокупность индивидуальных рисунков в один коллективный и тем самым диалог-спор переосмысливается как диалог-согласие)

------------------------------------------------------------------------------------------------------

У. Действительно, мы рисовали-то одно и т о же: как возникает первый снег. И поэтому получилось одно, целое. Но у всех по-разному.

( Подобные уроки, в которых как бы перекликаются загадки разных учебных предметов Школы диалога культур, в данном случае, загадки явления природы и загадки сказочного слова, В.С.Библер предложил назвать “эхом точек удивления”.

С точки зрения В.Библера, “эхо точек удивления” - центральный материал уроков- диалогов второго класса ШДК)

Следующий урок природоведения начался с чтения домашних сочинений на тему “Почему первый снег похож на сказку?”

Денис Шаталюк. Снег тем похож на сказку, что он как бы живой. Он непонятно откуда берется. Снежинки пока летят, танцуют, кружатся, как живые. А когда касаются земли, исчезают, как будто их и не было.

Сережа Переверзев. Первый снег похож на сказку тем, что он получается сказочным образом: Дед Мороз встряхивает свою перину, и снежные хлопья опускаются на землю.

Вова Марченко. Первый снег похож на сказку. Снег тоже сказка, только ее нам рассказывает природа. Снег - это сын неба, - маленький принц. Он ищет свою принцессу. Чтобы ее найти, он облетает всю землю, пока ее не найдет, а встретит принцессу, то придет весна!

Юля Данилова. Снег похож на сказку тем, что он так неожиданно падает с небес. Лето такое яркое и длинное, что я забываю о снеге. И вдруг однажды я просыпаюсь, и что ж я вижу: за окном все белым-бело! И я понимаю, что скоро Новый год - самый лучший праздник и ожидание чудес, и, может быть, и со мной случится чудо. А первый снег мне напоминает сказку о госпоже Метелице.

Антон Задерихин. Сначала начинается с дождя, а потом с ветра , потом со снега, а потом с дождем и снегом.

Потому что снег белый. И сильно кружится, и летает очень красиво.

Алина Юнус. Первый снег похож на сказку тем, что, вот, когда он падает, идут люди такие как бы сказка начинается, кажется, что это ведьма все подстроила.

Рома Колесников. Первый снег похож на светлую реку. И еще он похож на ветерок свежий. И все вместе это сказка, волшебство.

Матвей Ларионов. Первый снег похож на сказку тем, что он крошечный и лепится он очень хорошо. И из него можно слепить свою сказку или рассказ и стих.

Андреей Хаит. Тем похож, что в лесу деревья покрываются белой краской. А главное, что один волшебник делает снег. А снежинки похожи на белых мух, а еще сугробы похожи на Деда Мороза или на бороду его.

Настя Симагина. Сказка - она цветная. а снег - он простой. Сказка веселая, а снег - невеселый. Сказка необыкновенная, а снег он обыкновенный. Снег тает, а сказка заканчивается. Снег он длинный, а сказка покороче его.

Максим Кохановский. Вот все было некрасиво, как будто нее было сказки. Ба-бах! Первый снег выпал, и получилась сказка.

Андрей Дерябкин. Он похож на старуху из “Золотой рыбки”. Потому что он так же хочет все захватить, как старуха, сначала меньше, а потом больше. Так и старуха осталась у разбитого корыта, и снег растаял.

Однако обсуждения этих сочинений не последовало. Вместо разговора о сказочных персонажах дети развернули тот подход, который предложил Матвей на прошлом уроке как бы в споре с мифологическими объяснениями( Снег происходит от взаимодействия ветра и снежинок, а не является результатом сложного таинственного волшебства, в котором участвуют сказочные силы: кит, Снежная королева и пр,)

Женя. Снег - это вода. Сначала тучке тяжело. Из нее падают капельки воды. Снег - это вода. Холод из этой воды делает снежинки.

Вова. Снег - это замороженный ветер. Сначала дует ветер. Потом из ветра образуется снежинки. От холода.

У. Как? Каждая ВЕТРИНКА превращается в снежинку?

( Ветринка - слово из стихотворения Красноярской второклассницы ШДК Лены Байкаловой .

Лена Байкалова

СМЕРТЬ СНЕЖИНКИ

Ветринка снежинку подхватила

И закружила в небесах

В тот день, когда она родилась

В высоких ярких небесах

И в тот же день, когда она родилась,

Пришел нежданный ей конец.

Под человечьими ногами

Она растаяла во сне.

1988 )

Антон Задерихин. Снег - это холодное облако.

Сережа. Я поддерживаю Антона. И добавляю. Снег - это холодное облако. Оно грохается об землю. Из него, из его осколков и возникает снег.

Антон Черных. Снег возникает из льда. Сначала падают льдинки. Потом их согревает Солнце. Каждая льдинка немного растаивает, подтаивает. И получается снежинка.

Д. А откуда берется сам лед? У Антона он ниоткуда.

Никита. Снег - это белые камешки.

Антон Колесов. Снег - это белая зима.

Сережа. Я поддерживаю Никиту. Снег - это белые камешки. Когда Солнце близко, они разлетаются, и так возникает снежинка.

Максим. Но зимой редко бывает солнце! Бывают такие дни, когда солнца вообще нет. А снег есть!

Алина. В туче пар. Это когда тепло. Потом становится холодно. Тогда идет дождь. А когда еще дует холодный ветер, то получается снег.

Настя Симагина. Не ветер, а мороз. Он все превращает, все замораживает.

Рома. Вот мы писали, что первый снег похож на сказку. И вы снова то же самое спрашиваете: что такое снег?

У. Что же сказочного в этих теориях? Совсем ничего.

Антон Черных. Но ведь не может по-настоящему облако упасть на землю. Так низко облака не опускаются. Только в сказке.

У. Почему? В горах опускаются. Что тут сказочного? Я много раз шел в горах сквозь облака...

Вова. Давайте не будем об этом (о сказке)... Бог ведь все это делает. Он меняет времена года. И с ними меняется сам. И он посылает зимой холодный ветер. В нем как бы бумажки от Бога. И эти бумажки, замерзая, и становятся снегом.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Создается впечатление, что каждый первоклассник может обсуждать то или иное явление природы в различных речевых жанрах: естественнонаучного описания; мифологического, насыщенного архаическими конструктами и вопросами о началах повествования; детской сказки, которую мама рассказывает девочке перед сном, а за окном гудит вьюга и др. Пока эти жанры как бы сосуществуют в сознании ребенка. Во время разговора на уроке, как правило, доминирует один какой-то речевой жанр. Дети как бы настраиваются на него. На одном уроке снег обсуждается в связи с архаическими началами и стихиями. На другом уроке снег становится объектом познавательных процедур. В сочинениях строится сказочный образ снега. А в рассуждении Вовы Марченко снег предстает как причастный к Богу, и поэтому Вова предлагает сменить жанр разговора и поговорить о Боге (вполне в духе средневекового диспута).

На следующем уроке (25 ноября) учитель предложил ребятам поговорить о снежинках.

У. Как возникает снежинка? Как возникают разные снежинки?

Вова. Когда тепло, снежинки мохнатые, круглые. Когда холодно, они колючие.

Матвей. Сначала возникает капелька воды. Потом она там, вверху, где холодно, превращается в лед. А потом солнышко греет льдинку, и она становится мохнатой снежинкой.

Андреей Хаит. Солнце делает себе как бы братика.

Алина. Ветер захватывает льдинку и треплет ее, ломает, меняет. Чем сильнее ветер, тем острее она.

Рита поддерживает Алину и вместе с ней рисует на доске разные снежинки.

Андрей Дерябкин. Капельки воды слипаются и замерзают.

На доске теперь нарисованы разные “теории” происхождения снежинок. Их рисовали дети с помощью учителя в ходе обсуждения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель предлагает тут же, в классе, написать сочинение “Как возникает снежинка”.

Антон Колесов. Сошли льды по капле. Много капелек. Листья мокрые и хорошо протекают и наполняются мокрым и внутри становятся снежинки.

Женя Бабенко. Из тучки, которая замерзла, она теряет капли, и они на солнце, капли, растаивают и превращаются в снежинки.

Андрей Дерябкин. Идет дождь, и капли замерзают и соединяются, и получаются снежинки.

Матвей Ларионов. Снежинка появляется так от капли. Капля замерзает в небе.

Юля Данилова. Снежинка возникает за счет погоды! Если на земле плохая погода, то снежинка есть, а если солнце светит, то и снежинок нет.

Ролма Колесников. Идет СНЕГ. СНЕГ превращается в ветер и идет дождь. И превращается в снежинку! Тучи идут, ветер, и пошли снежинки! Они хорошие!

Что такое снег? Это свежая вода и это туча. В туче есть такая штука - квадрат , и из этой штуки падает снег:

Максим Кохановский. Снежинка она делается из снега. Снег он соединяется.

Виталик Калиниченко. В воздухе, в хмарах, потом солнце светит, на снежинку светит. А потом льдинка растает, и получается снежинкой, а потом их собирается много, они падают на землю.

Настя Симагина. Снежинка перерабатывается в тучке и падает на землю и так застывает в воздухе и застывает каждая снежинка и делает форму:

Они могут быть по порядку.

Вот так!!!

и дальше пока!

Антон Задерихин. Она выдается из космоса и из всяких планет. Или снежинка - это планета. Или какая-нибудь звезда. Или какое-нибудь белое облако. Или застывший газ, холодный или ядовитый, или засыпающий.

(Впервые рассуждение о том, что снежинка, такая красивая и удивительная, возникает не так как льдинка, т.е. не из охлажденной воды, а прилетает из космоса, я услыхал от второклассника школы УНИВЕРС г.Красноярска Данилы Перикова, 1988г.)

Вова Марченко. Снежинка делается из растаявшего облака, и когда наступает зима, небо слабеет! Снег - это замороженный ветер, который посылает нам Бог.

Рита Иващенко. Снежинка возникает так. Она возникает из воды. И еще она превращается в лед, а потом в снежинку. А еще есть другой способ, такой: из озера выходит пар, и он поднимается в небо и там он превращается в снежинку.

Денис Шаталюк. Капли вылетают из туч, а вверху очень высокая температура, и капли превращаются в такие снежинки.

Никита Холопов. Я думаю, что туча эимой... из тучи вместо дождя падают льды. Когда они летят,... колдует, и они становятся снежками.

Вероника Верлока. Из тучки, которая замерзла, она теряет капли, и они на солнце, капли растаивают и превращаются в снежинки. Снег идет, а там лужи.

Антон Черных. Приплыла тучка и пошел дождь, и капли подхватил мороз и унес к солнцу, и получилась красивая снежинка, и так много-много снежинок.

Настя Санина. Снежинка возникает, какая будет погода. Если ветер не очень сильно будет ВЕТЕРЯТЬ, и то будет много снежинок.

Коля Служаев. Как в городе большой снег. Она возникла из тучи, когда туча разделялась:

Алина Юнус.

Снежинка возникает в очень холодное время как бы плюшевая, вот такая

И делает вид, что она не замораживалась. Но она была такая как бы сначала она была тонкая, как будто бы из дерева. Потом вышла на воздух и замерзла, а потом уже упала на землю и все ходила по ней и топтали ее, и она в конце концов стала как плюшевая, но снег не кончался.

Снег - это замороженные капли дождя. Вот когда мы идем, капли идут за нами, и по дороге ветер дует, капли боятся ветра и превращаются в снег.

...А зима все более и более занимает наше воображение. На одном из уроков природоведения (2декабря 1997) ребята строили коллективный рисунок на доске, отвечая на вопрос: “Что бывает в лесу только зимой?” (Работа по методике А.Юшкова).

Антон Задерихин. Тихо!

Рита. ...а поэтому мирно и хорошо.

Алина. ... а поэтому страшно! Зимой страшно: звери друг с другом мирно живут, но людей едят!

Антон Колесов. Елки!

Коля. Опавшие листья...

Все дети. Снег!

Юля Щербонос. Кормушки для птиц и крошки на земле.

Матвей. Звери мирно живут, вокруг елки пляшут.

Андрей Хаит. Перья и кровь на снегу: звери голодные и друг друга, бывает, едят...

Антон Колесов. Птицы улетели на юг.

У. Все?

Д. Нет. Улетели соловьи, ласточки, журавли, аисты. А остались: синицы, вороны, дятлы, сороки-белобоки, воробьи. А как птицы возвращаются домой? Ведь они могут заблудиться...

Антон Колесов. Солнце оранжевое просвечивает птиц и оставляет их следы на облаках.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК НА ДОСКЕ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На следующем уроке (16 декабря) дети пытались разгадать загадку птиц, опровергая и дополняя версию Антона Колесова. Приведем несколько письменных работ первоклассников, посвященных этой теме.

Рита. Взрослые птицы показывают птенцам, куда лететь, и они запоминают дорогу.

Денис. Наверное, птицы рождаются с компасом внутри. Они точно знают, где юг, где север. И еще птица не летит никогда одна. Птицы всегда летят стаей. У них есть вожак самый главный и самый умный, который летит впереди и показывает дорогу.

Настя Симагина (принесла в класс компас, который мы долго и с интересом рассматривали) Птицы запоминают дорогу, потому что это их родина. Птицы летят туда, где тепло. У птиц есть компас внутри. На лету встречаются птицы и спрашивают, где Африка или Харьков.

Антон Задерихин. Птицы узнают дорогу по меткам. Например, если какая нора смотрит в одну сторону, значит, она туда должна лететь. Если она чуть-чуть в сторонке, то там никогда не выбирешься и погибнешь.

Сережа Переверзев. Я считаю, что птицы, когда летят в Африку, запоминают места, где они летали.

Они бросают разные крошки (берут они этих крошек много в клюв, а когда хотят пить, птицы кладут возле себя горстки зерен или крошек и едят, пьют, в общем, что они там делают, а потом опять в полет). И так до Африки, а на обратном пути находят свои крошки.

Юля Данилова. Я думаю, что птицы находят дорогу из Африки так: они вовсе не бросают запасы, они ориентируются по Солнцу. У них заложено в уме, они с рождения знают дорогу в Африку и из Африки.

Никита. Они оставляют птичьи следы на островке, вот они (на рисунке - красные лапы на острове)

Рома. Они клюют меты на камнях. Потом они летят и видят какие-то меты и думают: это ж я их оставила!

Виталик. Они находят следы в Африку, через море. Там есть такие островки, и на них есть маленькие деревца. Эти птицы в этих деревьях клюют дырки, и потом они находят эти следы, что они на этих деревьях оставляли, и тогда они назад возвращаются в Харьков.

Толик. Я думаю, что птицы оставляют следы, как бы невидимые для нас. Но для птиц они видимые, птицы видят эти следы и вспоминают, что они эти следы оставили.

Максим. Птицы ставят метки. Например, морю они ставят метку ЗР. А городам ТР.

Алина. Когда я была в Израиле, то в Средиземном море видела очень-очень много плавало мертвых ласточек. Они не долетели до Африки.

Приведем календарные сроки проведения уроков природоведения в первом полугодии первого класса (1997-1998 уч.г.)

1. Мое самое яркое летнее воспоминание 2.09

2. Загадки природы. Почему ручка падает вниз? 9.09

3. Загадки природы. Почему осенью листья желтеют? 16.09

4. Откуда приходит осень? 23.09

5. Осень сейчас у нас. А что в других странах? 30.09

6. Живое и неживое 7.10

7. Фонтан - живой? 14.10

8. Опыт с растворением сахара в воде 21.10

9. Опыты с растворением различных веществ

в горячей и холодной воде 28.10

10. Первый снег 11.11

11. Что такое снег? 18.11

12. Снежинки 25.11

13. Зима в лесу 2.12

14. Как помочь голодным птицам? 9.12

15. Как птицы находят дорогу домой? 16.12

16. Земной шар. Европа. Африка. Средиземное море.

Изображение перелета птиц на карте. 23.12